Зарубежные сети отелей уходят из России

Хорошо это или плохо?

Marriott, Four Seasons, Hyatt, InterContinental, Sokos, CPI Hotels, Belmond, BWH, Wyndham — что их объединяет? То, что за последние полтора года эти сети ушли из России. Уход международных операторов связан со спецоперацией на Украине, и процесс глобальных перестановок в гостиничном бизнесе продолжается. Если до начала спецоперацией западными операторами управлялось 86% номерного фонда гостиниц, то к лету 2023 года этот показатель снизился до 60% (источник — IBC Real Estate).

А что же происходит с самими гостиницами-«отказниками»? Некоторые из них перешли в управление к собственникам, такие как Ararat Park Hotel у Большого театра и бывшим Courtyard by Marriott Moscow на Арбате. Проблема в том, что гостиницы отключены от общей системы бронирования. На плечи новых управляющих также ложатся заботы по поддержке качества гостиничных услуг и разработке собственных стандартов. Если прежде собственники глубоко не вовлекались в процессы, им придется проделать большую работу. Времени на это никто не дает: ведь гостиницы продолжают функционировать и нуждаются не только в стратегических, но и текущих операционных решениях. В связи с этим президент Cosmos Hotel Group Александр Биба в одном из интервью проявил озабоченность опасностью потери качества услуг.
Ararat Park Hotel
Есть и еще одна проблема: потеря бренда, имени, одно упоминание которого зачастую привлекало людей в отели. Однако партнер Commonwealth Partnership Мария Усенко полагает, что это не нанесет большого ущерба, так как спрос сейчас ограничивается внутренним туризмом. Некоторые управленцы также остаются оптимистами, отмечая, что теперь экономят на комиссии оператора.

Ряд зарубежных сетей продал свой номерной фонд локальным операторам. Так, владельцы группы Awara IT Александр Ермаков и Юрий Шумаков (бренд отелей Wone) купили российский бизнес Sokos.

В то же время, не все западные сети уходят из РФ. На июнь-2023 в стране остались 11 сетей, в том числе Hilton, Accor, Lotte, Corinthia, Domina, Soluxe, Kempinski, Rosewood и Rocco Forte. Пока они не считают санкционные риски столь высокими, чтобы сворачивать бизнес. К тому же, ряд оставшихся операторов принадлежит акционерам из дружественных стран. Например, Radisson и Louvre HG — продукты китайской компании Jin Jiang International.

Не исключено, что через некоторое время сети, покинувшие страну, вернутся. Однако сейчас в гостиничном бизнесе происходят крупнейшие изменения за последние 30 лет. Локальным брендам предстоит «соревноваться» с азиатскими. В то же время, именно сейчас у владельцев российских отелей есть уникальный шанс кратно расшириться и утвердиться на освободившемся от ушедших операторов пространстве.